Учимся извлекать из вашего сновидения заложенный в нем информационный код. Научная основа прямого толкования сна.
Толкование сновидений в онейролингвистике
Поскольку сновидец лично переживает психологическое переживание или соматическое заболевание, то критерием отбора сновидений из онейрологического материала стало активное непосредственное участие сновидца в виденных им событиях, то есть, когда Я-персонаж непосредственно вступал во взаимодействие с образами и был вовлечен в события сна, во взаимодействие с его содержанием.
При изучении описания содержания сновидения нередко выявляется несоответствие между значением образа и его оценкой, выраженной отношением к нему сновидцем.
Пример. Образ собственной смерти. Онейролексическое значение - необратимое изменение личности. В целом, если не происходит в реальности драматическим образом, благоприятное явление для сновидца. Но в описании мы находим отражение страха, ужаса, выраженное мыслями, эмоциями, вегетативными реакциями. И наоборот.
Пример. Образ - купание в море. Онейролексическое значение - страдание, переживание. Однако его код (указание на развивающуюся негативную тенденцию) не считывается сознанием и оформляется позитивными эмоциями, в содержание включаются ранее пережитые приятные тактильные ощущения.
Это противоречие нагляднее всего объясняется тем, что каждому уровню личности предположительно присущ свой язык кодировки. Так в 1977 году А. Хобсон и Р.Маккарли представили научной общественности активационно-синтетическую гипотезу процесса сновидения, где говорится, во время сна сигналы из низших отделов мозга достигают высших.«Высшие отделы мозга путем комбинирования и сравнения с имеющимся опытом пытаются связать их в единое повествование. Сновидения есть непосредственное отражение процесса, когда в памяти происходит поиск и просмотр образов, наиболее соответствующих эндогенно порождаемым паттернам возбуждения» (22).
В работе Бесковой И.А. «Природа сновидений (эпистемологический анализ)», где исследованы системы репрезентации и кодирования информации, она приходит к выводу:
«…неосознаваемая информация обычно недоступна субъекту, поскольку обычным (выделенным) для представителя современной культуры является режим функционирования на уровне целого. И так как между целым и двумя другими уровнями (по описанным выше причинам) существует барьер, граница, хранящееся там знание непосредственно не дано сознанию, т.е. является неосознаваемым. Условно говоря, коды размещения информации разные. Целое, владеющее только собственным языком, без специальных усилий ничего не может сказать относительно информации, циркулирующей на других уровнях: эти языки непосредственно им не читаются, они организованы по другим принципам, элементарные единицы в них не те, что у него» (6).
Поэтому можно предположить, во-первых, наличие интерпретанта исходного кода (Сознание). Во-вторых, его активную работу при обработке полученного из подсознания кода.
Поэтому, чтобы эмпирически исследовать связи между сновидением и физическим (психологическим) состоянием сновидца необходимо решить проблему объективации содержания сновидений с целью выделения информационного кода (ИК). Под ИК мы понимаем сообщение, сформированное на подсознательном уровне личности и выраженное им образом или рядом образов. Чтобы выделить это сообщение или ИК, то есть, объективировать содержание сновидения, необходимы следующие условия:
исключить видения, галлюцинации, картинки, полученные в просоночных, гипнотических состояниях, при трансах и других видах измененных состояний. Поскольку онейрологическое содержание при вышеупомянутых состояниях искажено, не является полным и, соответственно, пригодным для анализа.
исключить сновидения, вызванные прямыми действиями внешних раздражителей.
максимально точно описать сновидение.
Последнее требование обусловлено тем обстоятельством, что при описании содержания сна сновидец осознаваемо отстранен от Я-персонажа сновидения . Отсюда возникла необходимость приблизиться наиболее полно к пересказу, минимизировать потери текста и устранить искажения, возникающие при описании сновидцем содержания сновидения при добросовестном заблуждении воссприятия события, неполном восприятии, забывании, незнания того, какая полнота сообщаемых сведений требуется психологу, субъективных недостатках воспроизведения.
Отказ от домысливания содержания, от привнесения в описание чувств, мыслей сновидца и т.п., исходя из презумпции самодостаточности информационного кода, его способности выражать главную мысль сообщения, содержащегося в описании.
Исключение «комментариев» сознательного.
Иллюстрирующий пример.
А. 27 лет. В наблюдаемый период проходила терапию обсессивно-компульсивного расстройства, развившегося в результате полученной психотравмы, связанной с личными отношениями
Описание сна:
«Вначале сна мы сидели за столом, там вроде была моя сестра с мужем и как-то женщины, они мне очень усердно объясняли, что я живу не правильно и не так, и как нужно общаться с мужчинами, и что нужно делать. Я ушла из-за стола и говорила, почему я должна слушать этих несчастных женщин, которые не обустроили свою жизнь.
Потом у меня на двери комнаты, кажется в старой квартире висели цветы, как-то сверху были подвешены, они были разных цветов, я держала их в руках и должна была бежать куда-то с ними.
Со мной рядом бежал друг, я поняла, что уронила часть цветов прямо около дороги. Цветы, которые я уронила, росли в земле и их нужно было вырвать, для этого нужно было приложить усилие, одни были рыже-красные, кажется, они были походи на мелкие хризантемы скорее, а вторые белые, где был маленький цветочек, продолжение лепестка, просто другого цвета, я их внимательно разглядывала, и хорошо помню очень дорогу рядом, я уперлась ногами в бордюр, чтобы вырвать их.
Потом мы с другом приехали на какую-то ярмарку талантов, или не знаю, чего, там были то ли лилипуты, то ли животные немного похожие на людей, и умеющие говорить, они даже что-то говорили, но объясняли, что это случайность и они не могут писать, например.
А еще там был сад, где было посажено много овощей и когда мы подошли к помидорам, то один лежал разрезанный, друг мой дал маленький кусочек моей сестре, она тут появилась, и огромный запихнул мне в рот, это был очень сладкий, очень вкусный помидор».
Опираясь на методы и принципы, применяемые в литературоведении, ищем в описании «объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность». Получаем пять различных по смыслу фрагментов:
1. Спор.
2. Разглядывание цветов.
3. Вырывание цветов.
4. Осмотр ярмарки.
5. Поедание помидора.
Каждый из них по смыслу завершен, поэтому приходим к выводу, что на самом деле сновидица пересказала содержания разных пяти снов. Возьмем последний, исходя из уже полученного ранее онейролексического значения образа Пища (страдание).
«А еще там был сад, где было посажено много овощей и когда мы подошли к помидорам, то один лежал разрезанный, друг мой дал маленький кусочек моей сестре, она тут появилась, и огромный помидор запихнул мне в рот, он был очень сладкий, очень вкусный».
Используя онейролингвистический метод объективации содержания сновидения, выделяем первичный код:
Некто близкий заставил сновидицу есть помидор.
Этот код более соответствует языку подсознания, языку образов, чувств, то есть, «эндогенно порождаемым паттернам возбуждения» и складывается в последнем случае в единый образ «Кто-то причинил сновидице страдание»
Затем сопоставляем полученный ИК и наиболее значимое событие в жизни сновидицы в наблюдаемый период - и находим страдания по поводу неудачных личных отношений.
Обратим внимание, в этом описании очень четко видно различие между языками подсознательного и сознательного:
огромный помидор запихнул мне в рот, он был очень сладкий, очень вкусный.
Для Сознания помидор - вкусный и полезный овощ (дополнительно сновидица пояснила, что помидор для нее любимый продукт), поэтому, когда подсознательное выдало образ «помидор», Сознание автоматически добавило устойчивую для помидора характеристику «очень сладкий, очень вкусный», снабдив хранящимися у него в памяти приятными вкусовыми ощущениями.
Читать всю работу Образы сновидений как маркеры психологических переживаний (расстройств) и соматических заболеваний.