ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР

страшные сказки

ЖАНРЫ ГОРОДСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Признак современного городского фольклора - это полное отсутствие традиционных персонажей: русалок, чертей, домовых, полениц и т. д. Человек, наконец, отождествился как со злом, так и с добром, присутствующим в мире.

Предисловие к сборнику городского демонологического фольклора

Многие, если не все из нас, слышали в раннем детстве страшные истории о покойниках, желтой-ноге - костяной руке, гробе на семи колесиках, черной шали и тому подобные истории о таинственных, жутких, сверхъестественных явлениях, якобы случавшихся в действительности.

"Говорили им, не покупайте дочке синие гольфы, не послушались, купили. Папа посинел, умер. Мама посинела и умерла.." Ну, а кто из взрослых уже, отставив чашку чая в сторону, не начинал - " А был такой случай..."

Привычно понимая под фольклором древние былины, легенды, сказки, обрядовые песни, полагая, что всё это лишь наследие, мы не замечаем или не придаем значения бессознательному творчеству современников. Один беглый обзор показывает, какое жанровое разнообразие существует и поныне:

Сказки, истории, случаи, анекдоты, отбрякушки ("вместе - сиди дурак на месте"), поговорки, кинофильмизмы - "сидим тут, как три тополя на Плющихе", произведения эротические, порнографического характера стихи, рассказы, садистские стишки, ругательства, проклятия (здесь не имеется ввиду мат и матерное слово, а такого характера - "пролетели, как фанера над Парижем", "ползешь тут, как удав по шпалам" и т. д., армейские были, многочисленные, а потому нуждающиеся в особом исследовании рассказы о пришельцах, НЛО...

О природе и характере этого явления подробно написал А. Антипенко в публикуемой ниже статье, я же лишь кратко остановлюсь на жанрах, образцы которых опубликованы в настоящей книге.

СКАЗКИ

Основой в русском фольклоре для городских сказок послужил такой жанр традиционного фольклора как быличка. Вот что, например, о ней писал Морохин В. Н.

"...устные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами, о нереальных событиях, которыи и рассказчик и слушатели придают значение подлинных фактов... служили своеобразным доказательством могущества и всевластия представителей народной демонологии...

Наполненные религиозно-мистическим содержанием, преимущественно с трагическим финалом, былички имели определенное воздействие на психику суеверных слушателей. Этому во многом способствовали художественные средства и исполнительские приемы, которые использовались умелыми рассказчиками. Страшные повествования об удивительном, часто жутком случае получали в их устах яркое звучание. Необычные события, которые, несмотря на явную недостоверность, преподносились исполнителем как истинные явления, якобы знакомые многим, овладевали вниманием слушателей".

Здесь следует обратить внимание на принципиальное отличие современного демонологического фольклора - это полное отсутствие традиционных персонажей - русалок, чертей, домовых, полениц и т. д. Человек, наконец, отождествился как со злом, так и с добром, присутствующим в мире. Через человека проникает в нашу жизнь и светлое, и темное, демоническое - вот основа для понимания сюжетов и героев в новой русской городской сказке.

ПОВЕСТИ

Длинные рассказы, в которых нехитро отражались интересы подрастающего поколения. Делились они на два основных жанровых потока - авантюрно-плутовские и эротические, точнее - порнографические, поскольку в них большое место занимали описания половых наслаждений. В них превозносились большие сексуальные возможности главного героя, женщины в них обладали повышенным либидо, и более всего в них видна сексуальная фантазия подростков.

СЛУЧАИ

Господствующее материалистическое мировоззрение естественно не может объяснить многие явления земной и духовной реальности. В ходу популярные теорийки вроде "детерминации казуальности (обусловленности случайности)", "закона парных случаев" и т. д. Знаменитая фраза М. Булгакова "кирпич зря никому на голову не падает..." еще по настоящему мало кем прочитана, но ощущение присутствия нематериальных или "потусторонних" сил было всегда и требовало своего объяснения или хотя бы того, чтобы его назвали. Поэтому в случаи помещались те факты, зачастую в основе своей достоверные, хотя и искаженные добавлениями или интерпретациями рассказчиков, которые не вписывались в принятую тогда картину мира.

АНЕКДОТЫ, САДИСТКИЕ СТИШКИ

Уже существует специальная литература на эту тему и поэтому в сборник включен этот материал лишь для иллюстративности. Хотя и тут необходимо заметить, что следует отличать политический анекдот от анекдота как такового. Говоря об анекдотах, как правило говорят о политических анекдотах, которые есть сугубое следствие подцензурности всех литературных и, шире, письменных источниках при авторитарных режимах. Чистый, или, как я его называю, просто анекдот, в его новом обличьи, значительно слабее представлен в народном творчестве, но от этого конечно же не менее интересен.

Фундаментальный принцип современного демонологического фольклора - это полное отсутствие демонологических персонажей: русалок, чертей, домовых, полениц и т. д.

Как светлое, так и темное, демоническое, проникает в нашу жизнь через человека. Как сказано в Библии "Зло придет через людей, но горе им". Современное человечество долго не желает расставаться с внешним отождествлением темного. Отсюда поиски ужасных существ по всей планете, Лох-Несси, снежного человека, африканских динозавров. Отсюда повышенный интерес к инопланетным существам. Рационализм вытеснил из сознания ощущение присутствия сверхчеловеческого, но сам погиб потому, что без него является лишь частичным отражением картины бытия.

Несомненное присутствие фольклора в повседневной жизни свидетельствует о потребности народа в выражении себя не только через литературу. Считать, что так называемый фольклор только есть остаток величественных мифологических объяснений мироустройства, осколки прежде бытовавшего мироощущения, неверно. Таким способом, народ закрепляет за собой освояемые время и пространство, объясняет то, что не находит рационального объяснения в материалистических науках. Отсюда их трагичность, отсюда внехристианское толкование сюжетов. Бездна темного, присутствие которого нет, да нет, каждый ощущает на себе лично, требует объяснения, вербального переживания. Потому что нет выше страха, чем страх неизвестности.

О современном Волшебном рассказе читайте статью литературоведа Владимира Славецкого.

Купить книгу:
PDF - 250р.
Logo
Мои страницы в социальных сетях: