(15-09-2015 16:19:32 отредактировано Сергей Долженко)

"Словарь христианских образов сновидений. С библейских времен и до наших дней с примерами на основе Божьих откровений святым, праведникам и простым людям".

Уникальный труд, который полностью опровергает устоявшееся мнение, что Церковь всегда выступала против толкования снов. В Словаре использованы свыше ста авторитетных источников из разных веков существования христианства, которые говорят нам о важности и исключительности сновидений в жизни верующего человека.
Книга может быть использована как в высшей степени  полезное духовное чтение, ибо под одной обложкой впервые собрано драгоценное богатство, оставленное нам духовными отцами на протяжении двух тысячелетий.

134 стр. ЦЕНА книги в электронном варианте (PDF) - 250 р. 
ЧИТАТЬ

Из Предисловия:

Карфаген 203 года нашей эры. Ночь. Темница. В низких душных каменных подвалах христиане со страхом ждут рассвета. Каждое утро может стать для них последним. В этот момент наивысшего напряжения душевных сил, сомнения и ужаса перед неминуемой страшной кончиной, молодая женщина по имени Перпетуя снова и снова смиренно и кротко с молитвами обращается к Отцу своему небесному: «Господи, Иисусе Христе, не напрасна ли моя жертва? Что ждет меня в твоем Царстве?». И Господь с великой любовью и нежностью отвечал своей измученной дочери -  в видении ей была показана золотая узкая лестница, уставленная всевозможными препятствиями. Стражем лестницы был дракон, который не допускал к ней никого. Но Сатир, брат Перпетуи, бесстрашно миновал все препятствия и взошел на верх лестницы. Затем, замечая стремление Перпетуи последовать за ним, он выразил опасение, что дракон помешает ей в этом. Но Перпетуя именем Господа Иисуса Христа обезоружила чудовище и благополучно последовала за братом.
Видение это и самой Перпетуей, и ее братом было истолковано в смысле указания на скорое отшествие в обители Отца небесного. Ее видение оправдалось. Первым взошел к Отцу небесному Сатир, затем после долгих мучений скончалась и она сама.

Сны или видения (тонкие сны) с самого момента, когда сыном Божьим был указан путь человечеству ко Спасению, играли в жизни христиан огромную роль. И в первую очередь, как возможность непосредственного присутствия Божественного в нашем земном мире, как возможность прямого указания собственного пути.

Мудро поступили отцы Церкви, разделив сны на три категории: простые сны, ничего не значащие; зрения, через которые люди приобщаются к божественному; откровения, в которых являются картины, проясняющие смысл наиболее значимых для человечества событий. Две последние категории снов целиком отнесли к компетенции святых и праведников. По суеверию, рождающемуся из неумелого толкования снов, был нанесен сокрушительный удар. Люди, усиленно занимающиеся духовной практикой, не были так легковерны, чтобы придать пустому сну вещий характер. И они действительно могли отличать сон пустой, незначащий от божественного откровения.

Как писал Евагрий Монах: «Зрения бывают людям, стремящимся к очищению своих душевных качеств. Этим людям Господь посылает сны для того, чтобы через зримое в сновидении они лучше постигали Божественную волю и стремились к духовному восхождению. Откровения бывают людям совершенным, исполненным Святого Духа, которые крайним воздержанием достигли степени пророков Божиих».

Мало кто знает, что и первый монастырь в мире был основан именно на получении информации из сна. Палладий, епископ Еленопольский Лавсаик пишет: «В Фиваиде есть место, называемое Тавенна; там был монах Пахомий, один из великих подвижников, удостоившийся дара пророческого и видений ангельских. Он был весьма нищелюбив и человеколюбив. Однажды, когда он сидел в своей пещере, явился ему Ангел Господень и сказал: «Пахомий! Ты сделал свое дело, посему теперь не должно тебе оставаться в этой пещере. Пойди, собери всех молодых монахов, живи с ними и управляй ими по уставу, какой дам тебе».
И в том же видении дал первый устав для монашеской жизни.

В книгах, описывающих деяния святых, праведников, есть также поразительные примеры блестящего, несуеверного применения предсказательных сновидений.

Авва Иоанн, игумен святой горы Синайской уснул в своей келии, и видит во сне некоего благолепного мужа, который с упреком говорит Иоанну:
-  Вот ты, Иоанн, спокойно спишь здесь, а между тем Моисей, твой ученик, находится в опасности.
Преподобный встал и начал усердно молиться за своего ученика. Когда же настал вечер, и ученик возвратился со своей работы, то Иоанн спросил его:
-  Не случилось ли с тобой чего- либо неблагоприятного или неожиданного?
Тот ответил:
-  Когда я в полдень спал под одним огромным камнем, то он внезапно упал и задавил бы меня, если бы я не отбежал поспешно от того места, так как в это самое мгновение мне представилось, что ты, отче, зовешь меня.
Игумен Иоанн не отмахнулся от образа «благолепного мужа», а пробудившись от тревожного сна, выбрал то средство помочь ученику, которым владел – молитва.

В «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника описана история инока Антиоха, который поступил в один из монастырей в Понте, славящийся своим суровым уставом. В первую ночь по вступлении своем в святую обитель он видит во сне, что некоторые истязают его за долг, и будто по окончании этого страшного истязания он остался должен сто литр золота. Пробудившись, Антиох рассуждал о виденном и говорил сам себе, что еще много остается на нем долгу. Прожил три года, беспрекословно исполняя всякие послушания, и будучи всеми уничижаем и оскорбляем, как чужой.

И вот опять видит во сне, будто некто дает ему свидетельство в уплате десяти литр долга. Пробудившись, он понял видение и решил, что ему для выплаты долга нужен еще больший труд и большее бесчестие. Прожив тринадцать лет в тяжелом труде, Антиох снова увидел во сне являвшихся прежде кредиторов, которые дали ему рукописание, погашающее долг.

Образы сновидений играли большую роль и в повседневной монастырской жизни, разъясняя подвижникам текущие духовные проблемы. В Оптиной пустыни одному монаху приснилось, будто игумения с сестрами привели одну связанную монахиню к колодцу и, открыв люк, стали ее туда спускать. Матушка велит опускать все глубже, но конец веревки, которой связана монахиня, держит в своих руках. Позже выяснилось, что он видел монахиню, которая совершила грех, и которую игумения отослала на отдаленную монастырскую дачу. Когда спросили батюшку, оптинского старца Амвросия о падшей монахине, тот ответил:
-  Она не погибнет, ведь матушка игумения веревку- то из рук не выпустила, значит, спасется.

Откровения и видения, явившиеся святым, образы, содержащиеся в них, -  это огромное духовное богатство, накопленное в течение двух тысячелетий. Они, естественно, живы, действенны и сейчас для каждого христианина, который соприкасается с ними, едва ступив на путь, ведущий в Храм Божий.

И Список использованной литературы в Словаре христианских образов сновидений:

[1] Из воспоминаний старца Варсонофия Оптинского.
[2] Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия. М.; «Хронос- Пресс», 2001.
[3] (С. Нилус.Сила Божия и немощь человеческая. Издание Сретенского монастыря. 1999.
[4] Епископ Александр Милеант. «На пороге жизни и смерти».
[5] «О сновидениях. Как христианин должен относиться к сновидениям». М.: Русская православная церковь. Издательство Московской Патриархии «БЛАГО».
[6] «Богом данная». Г.П. Дурасов, издательство «Сатисъ», Санкт- Петербург, 1994 г. и Воронеж, 2000 г.
[7] Последние дни митрополита Антония Сурожского на земле.
[8] Из жития святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы.
[9]итие прп. Димитрия Прилуцкого
[10] Иерей Виктор Пивоваров «Катакомбный подвижник - старец Яков Аркатов».
[11] Блаженный Августин, «Исповедь».
[12] Житие преподобного Пафнутия Боровского
[13] Архимандрит Тихон (Агриков) «У Троицы окрыленные»
[14] Еп. Игнатий. Отечник. С. 438. № 22
[15] Жизнеописание старца схиигумена СаввыПравославное издательство «Лествица», Москва, 2003г.
[16] батюшка амвросий оптиснкий
[17] «Житие Святителя Иоасафа, чудотворца Белгородского», Н. Жевахов.
[18] Прот. В. Гурьев. Пролог.
[19] «Повесть о Борисо- Глебском монастыре, от коликих лет и како бысть начало , повествующих о первостроителях Ростовского Борисо- Глебского монастыря преподобных Федоре и Павле.
[20] Да подражаем его вере. Слово на память Преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Говорено 25 сентября 1844 г. в Троицкой Сергиевой Лавре. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
[21] Преподобный Феодор Студит.
[22] Святитель Николай Сербский (Велимирович) «С нами Бог».
[23] Е. Гончаров, «Сновидения. Жизнь души во сне».
[24] «Оптинский старец игумен Антоний».
[25]Старец Захария. (1850—1936). Житие подвиги и чудеса.
[26] Из жития старцев Оптиной пустыни.
[27] «История франков», кн. VII, 1.
[28] Письма св. Бонифация.
[29] Глава II. Образная сфера в святоотеческой православной традиции
[30] Церковь Христова. Рассказы из истории христианской Церкви Георгий Орлов Святой Григорий Богослов
[31] Монах Константин. «Из бесед с кавказским пустынником»
[32] Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 103.
[33] Сайт Православие.Ru на основании нескольких источников, в том числе малоизвестного ныне «Жития Святителя Иоасафа, чудотворца Белгородского», составленного князем Николаем Жеваховым в самом начале XX века.
[34] Троицкие листки с луга духовного. С. 138.
[35] (из Оптинского Патерика)
[36] Из книги Митрополита Вениамина (Федченкова). О вере, неверии и сомнении.
[37] Русские подвижники 19- го века, Евгений Поселянин.
[38] «Жизнь Георгия Каппадокийского и обретение тела Петра, пустынника святого Иордана»
[39] Палестинский патерик.
[40] Из видения Иоанна Кронштадского.
[41] Соловецкий патерик. С. 151.
[42] Журнал «Сны и видения», №5, 2010 г.
[43] Павлова Н. Пасха Красная, «Адрес- Пресс», 2002.
[44] Четьи-Минеи, св. Дмитрия Ростовского.
[45] Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовное наследие
[46] Из жития Кирилла Белозерского
[47] (Жизнеописание преподобного Феодосия Иерусалимского (Кавказского) иже в Минводах.) Е. Дудкин в «Житии Феодосия Кавказского»
[48] Глинский патерик.
[49] Из писем старца Макария Оптинского к монашествующим.
[50] Святой праведный старец Феодор Томский. Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата РПЦ
[51] Луг духовный, гл.38.
[52] Паисий Святогорец (Отцы- святогорцы и святогорские истории. Отец Тихон)
[53] Иона (Мирошниченко), в схиме Петр (1802- 1902), , преподобный.
[54] Кучерской М. А. «Современный патерик»
[55] Житие святителя Тихона Задонского.
[56] Преподобный Мартирий Зеленецкий.
[57] Из истории Свято-Елисаветинского монастыря
[58] жития преподобных старцев оптиной пустыни
Holy Trinity MonasteryPrintshop of St. Job of PochaevJordanville, New York1992)
[59] Троицкий патерик.
[60] Архимандрит Амвросий (Фонтрие) Святитель Нектарий Эгинский Жизнеописание
[61]Геннадий Дурасов «Богом данная. Жизнеописание блаженной старицы схимонахини Макарии».
[62]На берегу Божьей реки(Записки православного) Сергей Нилус. Видение схимонаха Скита Оптиной пустыни батюшки Николая.
[63] Жития Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. Издание Свято- Троицкого Серафимо- Дивеевского монастыря. 2001.
[64] «Сны и видения», №6, 2010 г.
[65] Нилус С. «На берегу Божией реки». СПб., 1996 г.; «Россия перед Вторым пришествием». М., 1993 г.
[66] Древний патерик. 1874. С. 455.
[67] Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского.
[68] Чудеса Преподобного Тихона Калужского.
[69] Паисий Святогорец. Отцы- святогорцы и святогорские истории.
[70] Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых
[71] Житие святого отца нашего Григория Богослова, патриарха Константинопольского.
[72] Афонский патерик. Ч. 1.
[73] Житие преподобномученика Анастасия Персянина.
[74] Русская Историческая Библиотека, издаваемая Имп. Археографической комиссией. Т. XIII. Памятники древней русской письменности, относящиеся к смутному времени. - СПб., 1909.т. XIV, Половина 1. С. 115—116.
[75] (Русская Фиваида на Севере).
[76] «Келейные записки». Игуменья Таисия.
[77] Иоанн Кронштадский (отрывок)
[78] «Чудеса последнего времени» о старце Сиверсе.
[79] М.В. Толстой. Патерик Свято- Троицкой Сергиевой Лавры.
[80] Ангел Гус и Иероним.
81] Старец Захария (1850—1936) Схиархимандрит Троице- Сергиевой лавры Житие: подвиги и чудеса.
[82] Житие святого Петра, митрополита Киевского и всея России.
[83] Из книги «Преподобные старцы Оптинские».
[84] («Руководство к духовной жизни» Варсануфия и Иоанна, стр. 368).
[85] Страдание святых мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними.
[86] Четьи-Минеи, 24 октября.
[87] Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божией. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999.
[88] «Историческое описание Оптиной Пустыни», изд. Опт. Пуст, 1902 г., стр. 153- 154.
[89] Преподобный Варсонофий Оптинский.
[90] «Безумием мнимым безумие мира обличившие... Блаженные старицы (Х1Х- ХХ вв.)», Москва, Изд- во: «Русский Хронограф», 2005 г.
[91] Афонский патерик. Ч. 2.
[92] Чет-Мин. 11 декабря.
[93] Григорий Двоеслов (40 бесед на Евангелие, 38,15):
[94] Из воспоминаний графа М.В.Толстого.
[95] Детская молитва до Бога дошла//Свет Православия №25 (193) от 30 июня 2001 г.
[96] Игуменья Арсения: Жизнеописание. Письма к И. А. Брянчанинову и другим лицам. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1998.
[97] С. Девятова Православные старцы XX века Cтарец Феодор (1917–1995)
[98] «Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божией». Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999.)
[99] Чудеса царственных мучеников. Александр Шаргунов.
[100] «Область таинственного». Григорий Дьяченко.